Инновационный менеджмент — особая сфера управленческой деятельности. Объект управления — инновационный процесс в производстве, представляющий сложную организационную систему, строго ориентированную на инновации с учетом изменений внешних и внутренних условий. Субъектами инноваций являются организации (предприятия), субъекты нововведений (заказчики), исполнители работ по инновационному проекту и другие субъекты (физические и юридические лица, включая иностранные).
Основной конечный продукт инновационной фирмы — новшество (включая весь «жизненный цикл» — наука, производство, коммерциализация).
Организационные структуры инновационного менеджмента — это организации, занимающиеся инновационной деятельностью, научными исследованиями и разработками.
В нашей стране в течение ряда лет выделялись пять типов научно-технических организаций:
институты, специализированные на фундаментальных исследованиях в определенной области науки;
научно-исследовательские институты — отраслевые организации, специализированные на прикладных исследованиях, отвечающие за научно-технический уровень определенной отрасли производства;
проектные, конструкторские, технологические организации, институты технико-экономических исследований — отраслевые организации, специализированные соответственно на конструкторских, технологических, проектных или организационных разработках;
монтажно-наладочные (пусконаладочные) управления, организационно-технические, а также научные центры, специализированные на освоении разработок;
институты научно-технической информации и другие организации, занятые распространением нововведений.
В условиях перехода к рыночным отношениям в научно-технических организациях (НТО) произошла их реорганизация, обеспечивающая оперативное реагирование на рыночный механизм спроса и предложения. Оптимальная схема реорганизации в каждом конкретном случае различна. Так, например, НТО трансформировались в ассоциации малых инновационных предприятий, научно-производственные фирмы путем объединения нескольких НТО в ФПГ, консорциумы, промышленные (научно-промышленные, промышленно-научные) фирмы.
В соответствии с рекомендациями Руководства Фраскати [Ц] в России действует следующая классификация научных организаций по секторам науки и типам организаций, объединенных по организационным признакам, характеру и специализации выполняемых работ (табл. 4.1).
Научная организация — организация, учреждение, предприятие, фирма, основным видом деятельности которой являются научные исследования и разработки. Они могут быть также подразделениями в составе организации, учреждения, предприятия, фирмы. Наличие таких подразделений не зависит от принадлежности организации к той или иной отрасли экономики и от организационно-правовой формы собственности.
Научным работником (исследователем) является гражданин, обладающий необходимой квалификацией и профессионально занимающийся научной работой и (или) научно-технической деятельностью.
Правовые основы и критерии оценки квалификации научных работников и специалистов научной организации устанавливаются Правительством Российской Федерации и обеспечиваются государственной системой аттестации [36]. Результаты аттестации могут быть обжалованы и отменены вышестоящей аттестационной комиссией. В случаях нарушения порядка или критериев оценки квалификации научных работников и специалистов научной организации результаты аттестации могут быть обжалованы и отменены в судеб ном порядке.
Таблица 4.1.
СЕКТОРЫ НАУКИ (ДЕЯТЕЛЬНОСТИ)
Специалистом научной организации (инженерно-техническим работником) является гражданин, имеющий высшее профессиональное ИЛИ среднее профессиональное образование и способствующий получению научного и (или) научно-технического результата или его реализации.
Работником сферы научного обслуживания является гражданин, обеспечивающий создание необходимых условий для научной ' (или) научно-технической деятельности в научной организации
Научный работник имеет право на:
признание его автором научных и (или) научно-технических результатов и подачу заявок на изобретения и другие результаты интеллектуальной деятельности в соответствии с законодательством РФ;
получение в соответствии с законодательством РФ доходов от реализации научных и (или) научно-технических результатов, автором которых он является;
объективную оценку своей научной и (или) научно-технической деятельности и получение вознаграждений, поощрений и льгот, соответствующих его творческому вкладу;
осуществление предпринимательской деятельности в области науки и техники, не запрещенной законодательством РФ;
подачу заявок на участие в научных дискуссиях, конференциях и симпозиумах и иных коллективных обсуждениях;
участие в конкурсе на финансирование научных исследований за счет средств соответствующего бюджета, фондов поддержки научной и (или) научно-технической деятельности и иных источников, не запрещенных законодательством РФ;
доступ к информации о научных и научно-технических результатах, если она не содержит сведений, относящихся к государственной, служебной или коммерческой тайне;
публикацию в открытой печати научных и (или) научно-технических результатов, если они не содержат сведений, относящихся к государственной, служебной или коммерческой тайне;
мотивированный отказ от участия в научных исследованиях, оказывающих негативное воздействие на человека, общество и окружающую среду;
повышение научной квалификации.
Научный работник обязан:
1) осуществлять научную, научно-техническую деятельность и (или) экспериментальные разработки, не нарушая права и свободы человека, не причиняя вреда его жизни и здоровью, а также окружающей природной среде;
2) объективно осуществлять экспертизы предоставленных ему научных и научно-технических программ и проектов, научных и (ил научно-технических результатов и экспериментальных разработок.
Научные работники вправе создавать на добровольной основе общественные объединения (в том числе научные, научно-технические и научно-просветительские общества, общественные академии наук) в порядке, предусмотренном законодательством РФ об общественных объединениях.
Общественные академии наук участвуют в координации научной, и (или )научно-технической деятельности и действуют в соответствии со своими уставами и законодательством РФ.
Органы государственной власти Российской Федерации и органы государственной власти субъектов Российской Федерации могут привлекать на добровольной основе общественные объединения научных работников к подготовке проектов решений в области науки и техники, проведению экспертиз, а также на основе конкурсов к выполнению научных и научно-технических программ и проектов, финансируемых за счет средств соответствующего бюджета.
Научные организации подразделяются на научно-исследовательские организации, научные организации образовательных учреждений высшего профессионального образования, опытно-конструкторские, проектно-технологические и иные организации, осуществляющие научную и (или) научно-техническую деятельность.
Правительство Российской Федерации и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации организуют в соответствии с законодательством РФ государственную аккредитацию научных организаций и выдают им свидетельства о государственной аккредитации. Порядок государственной аккредитации определяется Правительством Российской Федерации [36].
Свидетельство о государственной аккредитации выдается научной организации, объем научной и (или) научно-технической деятельности которой составляет не менее 70% общего объема выполняемых указанной организацией работ и уставом которой предусмотрен ученый (научный, технический, научно-технический) совет в качестве одного из органов управления. Данное свидетельство является основанием для предоставления научной организации льгот на уплату налогов, предусмотренных налоговым законодательством Российской Федерации.
Отказ в выдаче свидетельства о государственной аккредитации научной организации не является препятствием к осуществлению научной и (или) научно-технической деятельности.
Научной организации, которая имеет уникальное опытно-экспериментальное оборудование, располагает научными работниками и специалистами высокой квалификации и научная и (или) научно- техническая деятельность которой получила международное признание, Правительством Российской Федерации может присваиваться государственного научного центра.
Научная организация владеет, пользуется и распоряжается имуществом, передаваемым ей учредителями для осуществления деятельности, определенной учредительными документами. Порядок владения, пользования и распоряжения имуществом научной организации устанавливается законодательством Российской Федерации.
Научная организация обязана поддерживать и развивать свою научно-техническую и опытно-экспериментальную базу, обновлять производственные фонды. Она осуществляет научное и научно-техническое сотрудничество с иностранными юридическими лицами и внешнеэкономическую деятельность в соответствии с законодательством и международными договорами Российской Федерации
Научная организация создается, реорганизуется и ликвидируется в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации
При реорганизации государственной научной организации должно обеспечиваться сохранение технологического единства научной и (или) научно-технической деятельности, не допускается выделение из состава указанной научной организации опытного, опытно-экспериментального, опытно-учебного, опытно-фармацевтического производства и лечебных баз.
Органы исполнительной власти Российской Федерации и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, учредившие государственную научную организацию, могут выделять средства на возобновление, капитальный и текущий ремонт имущества данной организации, а при недостатке средств у данной организации несут субсидиарную ответственность по ее обязательствам в случае, если государственная научная организация создана в форме учреждения или унитарного предприятия, основанных на праве оперативного управления.
За государственными научными организациями закрепляются в бессрочное безвозмездное пользование земельные участки, выделенные в установленном порядке.
Российская академия наук, отраслевые академии наук (Российская академия сельскохозяйственных наук, Российская академия архитектуры и строительных наук, Российская академия художеств) имеют государственный статус: учреждаются федеральными органами государственной власти, финансируются за счет средств федерального бюджета, наделяются правами управления своим деятельностью и имуществом.
Академии наук создаются, реорганизуются и ликвидируются федеральным законом по представлению Президента или Правительства Российской Федерации.
В Российскую академию наук, отраслевые академии наук входят организации и организации научного обслуживания и социальной сферы. Структура Российской академии наук и отраслевых академий наук, порядок деятельности и финансирование входящих в их состав организаций научного обслуживания и социальной сферы определяются уставами указанных академий наук.
Российская академия наук является самоуправляемой организацией действующей на основе законодательства РФ и своего устава; проводит фундаментальные и прикладные научные исследования о важнейшим проблемам естественных, технических и гуманитарных наук и участвует в координации фундаментальных научных исследований, выполняемых научными организациями и образовательными учреждениями высшего образования и финансируемых за счет средств федерального бюджета.
Отраслевые академии наук являются самоуправляемыми организациями, проводят фундаментальные и прикладные научные исследования в соответствующих областях науки и техники и участвуют в их координации.
Финансирование Российской академии наук и отраслевых академий наук осуществляется за счет средств федерального бюджета, указываемых в нем отдельной строкой, и иных источников, не запрещенных законодательством Российской Федерации.
Результаты выполненных с использованием федерального бюджета научных исследований в Российской академии наук и отраслевых академиях наук передаются государству в соответствии с законодательством РФ.
Академия наук ежегодно представляет Президенту и Правительству Российской Федерации отчеты о проведенных научных исследованиях и научных и (или) научно-технических результатах.
Российская академия наук и отраслевые академии наук, их научные организации и организации научного обслуживания и социальной сферы владеют, пользуются и распоряжаются федеральным имуществом, переданным им в оперативное управление или в хозяйственное ведение в соответствии с законодательством РФ. Реестры имущества, переданного академиям в оперативное управление и хозяйственное ведение, утверждаются Правительством РФ.
За академиями наук, их научными организациями и организациями научного обслуживания и социальной сферы закрепляются в бессрочное безвозмездное пользование земельные участки, выделенные им в установленном порядке предпринимательства.
В России существуют тысячи фирм, занимающихся наукоемким производством. В числе новых видов можно выделить инновационно -технологические центры (ИТЦ — аналогия западных технопарков), представляющие собой прообраз корпорационной системе объединяющие территориально десятки малых предприятий. В составе 18 ИТЦ, созданных на федеральном уровне, функционирую около 200 малых предприятий. Еще 18 ИТЦ создано на уровне регионов (РИТЦ). В будущем их, видимо, следует преобразовать в инновационно-промышленные комплексы, которые в отличие от ИТП включают крупное промышленное производство для тиражирования
Еще более крупной структурой должны стать федеральные центры науки и высоких технологий, состоящие из научных и проектных организаций, промышленных предприятий и структур по подготовке кадров.
По нашему мнению, к субъектам инновационного предпринимательства можно отнести структуры, которые отвечают следующим характеристикам:
А. Прямые :.
1) наукоемкие производство и услуги;
2) привязка к тонким технологиям;
3) наличие опытных производств и экспериментальных подразделений;
4) наличие патентов, ноу-хау и др.;
5) участие частного капитала.
Б. Косвенные:
1) сертификация на соответствие международным стандартам ИСО 9000;
2) поставленный операционно-стоимостный анализ (АВС -анализ и соответственно АВС-менеджмент);
3) опыт проведения реинжиниринга бизнес-процессов;
4) наличие систем автоматизированного проектирования и автоматизации производства и управления компанией. Организационно-правовые формы инновационных организаций (в соответствии с ГК РФ) таковы:
1) индивидуальное предпринимательство для физических лиц;
2) хозяйственные товарищества и общества, в том числе: полное товарищество; товарищество на вере;
общество с ограниченной ответственностью; общество с дополнительной ответственностью; акционерное общество открытого типа; акционерное общество закрытого типа; дочерние и зависимые общества;
3) производственные кооперативы;
4)государственные и муниципальные унитарные предприятия; ,, некоммерческие организации (ассоциации, союзы и т.п.). Обобщенная классификация субъектов инновационного предпринимательства представлена в табл. 4.2.
|