Разработка политики фирмы предполагает: ♦формирование стратегических целей и задач; ♦ анализ сильных и слабых сторон деятельности фирмы; ♦ оценку существующих и перспективных направлений хозяйственной деятельности; ♦ анализ внешнего окружения и его влияния на функционирование компании; ♦ определение альтернативных наборов производственно-хозяйственной деятельности; ♦ выбор стратегии; ♦ составление ежегодного бюджета фирмы в целом, еефункциональных и хозяйственных центров. Цели фирмы определяют концепцию ее развития и основные направления деловой активности. Стратегия фирмы предполагает разработку обоснованных мер и планов достижения намеченных целей, в которых должны быть учтены научно-технический потенциал фирмы и ее производственно-сбытовые возможности. При разработке стратегических позиций фирмы используют качественные показатели (ориентиры) и количественные (задания). Ориентир по существу является более детальной целью, которую фирма стремится достичь путем разработки стратегии. Стратегия, вырабатываемая на высшем уровне управления, становится целью и ориентиром в низовых уровнях управления. Поэтому следует различать общие (глобальные) цели, разрабатываемые для фирмы в целом, и цели специфические, разрабатываемые на базе общих по основным видам и направлениям Деятельности производственно-хозяйственных подразделений. Общие цели отражают концепцию развития фирмы на длительную перспективу, что требует точного формирования целей и их увязки с ресурсами. Одновременно с формированием Целей происходит их ранжирование по приоритетности. В качестве примера можно привести следующую типичную схему ранжирования. ♦ Обеспечение оптимальной рентабельности, определяемойобъемом продаж, уровнем и нормой прибыли, долей на рынке, уровнем дивиденда, уровнем качества продукции и т.д. ♦ Обеспечение устойчивости положения фирмы по следующим направлениям: техническая политика, потенциал конкурентоспособности, инвестиционная политика, кадровая политиШка, решение социальных вопросов. ♦ Разработка новых направлений развития, новых видов деятельности фирмы, что предполагает разработку структурной]политики, развитие информационных подсистем, разработку но«вых видов продукции и секторов хозяйственной деятельности. Специфические цели разрабатываются в рамках общих по основным видам деятельности в каждом производственном отделении фирмы. Среди них центральное место занимает обеспечение рентабельности по каждому отдельному подразделе* нию, выступающему центром прибыли. Другие специфические цели разрабатываются после определения целей по рентабельности, носят характер подцелей по маркетингу, научным исследованиям и разработкам, производству, финансам.
|