Этические нормы и правила проявляются в отношениях между организацией и социальной средой; между организациями; внутри одной организации — между руководителями и подчиненными, между людьми одного статуса.
Общий нравственный принцип человеческих взаимоотношений сформулировал И. Кант: «Поступай так, чтобы максима твоей воли всегда могла иметь также и силу принципа всеобщего законодательства». Применительно к деятельности менеджера этот принцип можно сформулировать следующим образом: при принятии решений поступай так, чтобы твои устремления, продиктованные твоими этическими номами и правилами, были совместимы с нравственными ценностями других сторон обсуждения, Допускали координацию и гармонизацию интересов всех сторон, но при этом не противоречили нравственным эталонам как своеобразным всеобщим законам.
Выделим некоторые общепризнанные нравственные эталоны и образцы этичного поведения.
1. Стремитесь превратить вашу организацию в сплоченный Коллектив с высокими моральными нормами поведения. Приоб-Цайте сотрудников к целям организации. Человек только тогда °Удет чувствовать себя нравственно и психологически комфор-Тно, когда он будет идентифицировать себя с организацией, ее Коллективом. Вместе с тем необходимо поддерживать стремление каждого остаться индивидуальностью, и хочет, чтобы уважали таким, каков он есть.
2. При возникновении проблем и трудностей, связанныхнедобросовестностью сотрудников, руководителю следует вЬьяснить ее причины. Если речь идет о невежестве, то не следу,ет бесконечно попрекать подчиненного его слабостями, недостатками. Необходимо подумать о том, что вы можете сделать, чтобы помочь ему преодолеть их. При этом необходимоопираться на сильные стороны его личности.
3. Если сотрудник не выполнил вашего распоряжения, необходимо дать ему понять, что вам известно об этом, иначе онможет решить, что провел вас, либо считать такое поведениенормой как со своей стороны, так и со стороны руководителя.
4. Замечание сотруднику должно соответствовать этическим нормам. Соберите информацию по данному случаю. Выберите правильную форму общения. Вначале попросите сотрудника объяснить причину невыполнения задания, возможно онприведет неизвестные вам факты объективного характера. Стремитесь делать сотруднику замечания один на один, уважая егочувство собственного достоинства.
5.Критикуйте действия и поступки, а не личность человека.
6.Если это уместно, используйте «прием бутерброда»:спрячьте критику между двумя комплиментами. Закончите разговор на дружеской ноте и вскоре найдите время поговорить счеловеком, чтобы показать ему, что вы не держите на негозла.
7. Старайтесь никогда не советовать подчиненному как поступить в личных делах. Если совет поможет, вас, скорее всего, не поблагодарят. Если не поможет — на вас ляжет всяответств енность.
8. Не обрастайте любимчиками. Относитесь ко всем сотрудникам как к равноправным членам с одинаковыми мерками.
9. Чтобы сохранить уважение сотрудников, никогда не давайте им возможность заметить, что вы не владеете ситуацией.
10. Соблюдайте принцип распределенной справедливости,чем больше заслуги, тем больше должно быть вознаграждение.
11. Поощряйте свой коллектив даже в том случае,успех достигнут главным образом благодаря успехамруководителя.
110
12. Укрепляйте у подчиненного чувство собственного дос-Хорошо выполненная работа заслуживает не только
мнст ериального, н0 и морального поощрения — не скупитесь на
13.Привилегии, которые вы делаете себе, должны распро-тоаняться и на других членов трудового коллектива.
14. Доверяйте сотрудникам и признавайте собственныепшибки в работе. Члены коллектива все равно узнают о них.Утаивание ошибок — проявление слабости и непорядочности.
15. Защищайте своих сотрудников и будьте им преданы.Они ответят вам тем же.
16. Выбирайте правильную форму распоряжения, учитывая прежде всего два фактора: во-первых, ситуацию, наличиевремени для нюансов; во-вторых, личность подчиненного —кто перед вами, добросовестный и квалифицированный работник либо человек, которого нужно подталкивать на каждомшагу. Б зависимости от этого следует выбирать и этически наиболее приемлемые нормы поведения.
Этические нормативы менеджмента должны описывать общую систему и правила этики, которых, по мнению организации, должны придерживаться ее работники. Цель их создания — установление нормальной нравственной атмосферы и определение этических правил при принятии решений. Каждая организация, если она дорожит своей репутацией, будет стремиться к тому, чтобы утвердить у себя высшие стандарты этики менеджмента, являющиеся важнейшими компонентами бизнеса.
|